Document
Бах и Ханон на одной сцене: новый проект Алексея Ботвинова для Одессы

Восьмого апреля Алексей Ботвинов представил одесситам свой новый проект под названием «CREDO». Концерт, посвящённый памяти Анатолия Кардашева, состоялся в Одесской филармонии. О задумке и воплощении проекта в жизнь рассказывает культурный блогер «Лоции».


Одесский пианист Алексей Ботвинов всегда в поиске. В этот раз он представил программу, в которой соединил классика и современника. А сам концерт он посвятил памяти своего педагога. Алексей рассказывает, что Анатолий Александрович Кардашев не пропускал ни одного одесского концерта своего ученика. А в памяти остался образцом благородства и вкуса.

Предыстория  

О формате концерта Алексей задумался ещё в декабре, но посвятить его хотел именно своему учителю, у которого было своего неумолимое кредо – быть честным перед музыкой. На сцене должен быть лишь солирующий рояль, ведущий сжатый разговор о главном в личном диалоге с каждым слушателем. Воздействовать должна только музыка. Но Анатолий Кардашев ушёл из жизни в январе этого года. Поэтому концерт посвящён его памяти:

«Играть я хотел Баха – он стоит у истоков и является основой всего музыкального наследия. Но что ещё? Я находился в раздумьях, когда ко мне подошёл знакомый и спросил, слышал ли я о композиторе Юрии Ханоне? Я ответил ему, что точно слышал, но это было так давно, ещё во времена моей учебы в аспирантуре. Тогда как раз вышел фильм Сокурова «Затмение» – и меня впечатлил не сам фильм, но музыка. Ещё долгое время она крутилась в моей голове. Потом я узнал, что автор – студент консерватории – получил за неё премию, европейского Оскара. Но потом он как-то пропал. И вот именно сейчас, когда я думал о программе предстоящего концерта, фамилия этого композитора всплывает.

Алексей решил, что это знак. Он заинтересовался судьбой композитора, ведущего затворнический образ жизни. В интернете нашёл его Среднюю симфонию, и понял, что это оно. Но связаться с Юрием было непросто – никаких контактов у знакомых музыкантов. Тогда Алексей вышел на композитора через официальный сайт, написал, рассказал о себе. И Ханон ответил, более того дал разрешение на исполнение своих произведений.

О концерте

Концерт прошел на одном дыхании. И, несмотря на то, что антракта не было, его стоит разделить на две части. В первом отделении звучал Иоганн Себастьян Бах – четыре прелюдии и фуги из первого тома «Хорошо Темперированного Клавира», до мажор, до минор, до диез минор, ре минор, и Партита №6 ми минор. Эпохальный двухтомник, состоящий из 24 прелюдий и фуг, считается одним из важнейших произведений в мировом музыкальном пространстве. Такое зашифрованное послание, передающее глубокое религиозное и философское содержание.

Бах подарил вдохновение, а проникновенное исполнение солиста, действительно настроило на внутренний диалог с собой. Во второй же части концерта состоялась мировая премьера композитора-отшельника Юрия Ханона. Прозвучали пьесы из циклов «50 этюдов для упавшего фортепиано», «Смутные пьесы неясного происхождения» и «Окостеневшие прелюдии».

Юрий Ханон известен, как писатель, философ, пианист, художник. Он отличается жесткой позицией и замкнутым образом жизни. Его книги разобрали на цитаты, а его музыка в буквальном смысле будоражит и встряхивает слушателя. В ней слышится ирония, стеб, самобытность и некий потусторонний смысл. Она вводит в медитативное состояние, и зал замирает.

 

Это был исключительный концерт не только в эмоциональном смысле, но и в социально значимом. Музыка Юрия Ханона не звучала более двадцати лет, и вот для Алексея Ботвинова и для Одессы композитор сделал исключение.

 

Фото: Николай Вдовенко