
- Артем Вадимович, в вашей биографии есть интересный пункт: пять лет своей жизни вы проработали в Службе безопасности Украины. Расскажите, почему люди уходят из спецслужб и становятся чиновниками?
- Ничего удивительного в этом нет, просто в определенный жизненный момент ты оказываешься перед выбором, когда нужно решить, нужны ли перемены? Именно это произошло и со мной: у меня заканчивался пятилетний контракт и я должен был для себя решить, либо пролонгировать его еще на пять лет, либо попробовать себя в другой сфере.
- Помог ли опыт работы в СБУ на других фронтах?
- Безусловно, эти знания, как говорится, за плечами не носить. Пригодилось, прежде всего, умение беседовать с людьми, находить к каждому человеку свой подход. Это психология, вербальные и невербальные методики. Кроме того, я работал в службе по линии транспорта, поэтому многих чиновников, бизнесменов, которые крутятся в этой сфере я давно знаю.
- На протяжении года вы работали в КУ "СМЭП", сначала заместителем, а затем и начальником. Как оцениваете время, проведенное там?
- Как прожитое не зря! Если говорить о главном достижении, то это конечно переход на нанесение разметки холодным пластиком. Нельзя сказать, что раньше этого в Одессе не делалось.
Но если ранее порядка 90% разметки наносилось краской, а 10% приходилось на холодный пластик, то сейчас все наоборот. Краску мы теперь используем ограниченно, там, где нужно что-то оперативно подкрасить.
- Наверняка это сказалось на стоимости работ?
- Если сравнивать стоимость килограмма пластика и краски, то это плюс-минус одинаковая цена в зависимости от производителя. Другое дело, что расход разный: на один квадратный метр нужно от 5 до 6 килограммов, а у краски соотношение один ко одному. Но и качество совершенно разное. Возьмем, к примеру, проспект Шевченко, там разметка наносилась осенью прошлого года. Была суровая зима, за время которой высыпали сотни тонн песчано-соляной смеси. И тем не менее, разметку видно. Пусть не идеально, но она есть. Я думаю, и эту зиму переживет, а весной будем обновлять.

- В сосцсетях активно обсуждают изменение схем дорожного движения...
- Далеко не все еще удалось воплотить, многое уже согласовано с патрульной полицией и ждет своего часа.
- Что нас ждет в ближайшее время?
- У нас на очереди 5-я станция Большого Фонтана, а затем Привокзальная площадь. Здесь мы оптимизируем траекторию движения, сузим полосы, добавим велополосу.
К сожалению, финансирование довольно скудное, а масштаб работ огромный. Без дела мы не сидим, стараемся так распланировать, чтобы каждый день был загружен. Сейчас, к примеру, начали работать холодным пластиком на Черемушках, ранее здесь эта технология не применялась. Уже готовы улицы Филатова, а также Ивана и Юрия Лип.
- В этом году как никогда много нареканий на лысую разметку или ее полное отсутствие, как на тех же Черемушках. Почему так?

- Тут несколько факторов. Во-первых, как я уже говорил, мы выбрали нанесение разметки пластиком, что увеличило расходы. Используй бы мы краску, успели бы намного больше. Кроме того, хотелось бы напомнить и о погодном факторе. Апрель у нас вылетел полностью, май был дождливым и прохладным. Фактически мы стали наносить разметку только в конце мая - начале июня, хотя в предыдущие годы в апреле уже вовсю работали.
- Уже не первый год в мэрии говорят о появлении большого веломаршрута от улицы Долгой до Куликова поля. На каком этапе этот проект?
- Сегодня он для нас приоритетный, там все согласовано, закуплен пластик, в ближайшее время начнем наносить разметку.
- В последнее время только и разговоров о велодорожках, между тем имеющиеся веломаршруты, мягко говоря, не востребованы велосипедистами. Вы просчитываете реальную необходимость этой дорожной инфраструктуры или это дань времени?
- Мы плотно сотрудничаем с организацией "Веловектор" и другими общественными организациями. Штатным сотрудником КУ "СМЭП" стал архитектор и велоактивист Аркадий Шупляков, из под его руки выходит очень много схем, и они составлены на основании реальных данных людей, которые не первый день ездят по дорогам. То есть, это те маршруты, которыми они итак пользуются повседневно. В этом сезоне закончим большой маршрут от Долгой до Куликова поля, а потом возьмемся за новый. Наша задача - создать удобную безопасную велосеть.

- Когда говорят о КУ "СМЭП", то сразу вспоминают о кадровых проблемах. Мол, не хватает сотрудников. Так ли это?
- К сожалению, да. Это важнейшая организация не может похвастаться финансовой привлекательностью. СМЭП - это даже не коммунальное предприятие, где при помощи надбавок можно увеличивать зарплату, а коммунальное учреждение, которое финансируется строго по бюджетному кодексу. Фиксированная невысокая зарплата.
- Если не секрет, сколько получают сотрудники?
- Не секрет, ребята, которые работают в оперативных подразделениях, получают порядка 8 тысяч гривен. Сегодня можно устроиться кассиром в супермаркет или сторожем и получать столько же или побольше. И это при том, что сама работа довольно трудная.
- Кто же эти безымянные герои?
- В основном это люди из категории 40+ и даже 50+. И когда они решат уйти на покой, я не знаю, кем их заменять. Молодых на такие условия найти очень трудно.
- Один из хитов нынешнего сезона - это турбокольца. Вы можете простым и понятным языком объяснить нашим читателям, что это такое?
- Главное отличие турбокольца от обычного круга в том, что при заходе на круг предусматривается траектория, которую необходимо выбрать. Еще не заехав на круг, водитель уже может
сориентироваться по какому радиусу ему въезжать: по внутреннему или внешнему. Турбокольцо не должно иметь светофоров, но может сочетаться со светофорами на выходах и входах,
запрета на это нет.
- Но без светофоров некомфортно пешеходам...
- Изменение схемы организации дорожного движения на площади Независимости показало, что без светофоров действительно проезжаемость улучшилась. У нас были эксперименты, на несколько дней отключили светофоры. Но пешеходам действительно было довольно некомфортно. Чтобы не быть голословными мы заключили договор с компанией на аудит дорожной безопасности. Они сравнивают две альтернативные версии и дадут свое заключение по площади Независимости. С другой стороны, есть аналогичное кольцо на 7-й станции Люстдорфской дороги, где нет светофоров, зато есть рынок и плотный пешеходный трафик. И ничего, там все в порядке. Это вопрос привычки как водителей, так и пешеходов.
- Много нареканий вызывают площадь 10 апреля и улица Генуэзская. Есть ли планы по этим локациям? Можно ли там что-то сделать, чтобы разгрузить трафик?
- По площади 10 апреля есть согласованная схема организации дорожного движения, постараемся в этом сезоне реализовать. Но она привязана к Генуэзской, это взаимосвязано. Изначально была идея сделать три полосы с реверсной посередине, и в часы-пик она бы менялась. Но этот план довольно затратный, так как нужно было устанавливать реверсные светофоры, а устанавливать их некуда. Пришлось бы монтировать фермы, другими словами это дорого, кроме того, Генуэзская упирается в двухполосную Посмитного. Остановились на компромиссном варианте: будет три полосы, одна из которых будет меняться в размерах: сужаться, расширяться, чтобы автолюбители могли легче совершать повороты на Гагаринское плато и при этом не блокировать движение.

- Можно менять схемы движения, наносить разметку, устанавливать умные светофоры, но все это не меняет нашей суровой данности: обилия на улицах маршруток, которые наши граждане ласково называют "гробами". Есть ли видение, как переломить эту ситуацию и обновить подвижной состав?
- Качественным обновлением подвижного состава уже не первый год занимается КП "Одесгорэлектротранс". Это наша стратегия - общественный транспорт коммунального происхождения с каждым годом завоевывает рынок и предоставляет людям качественную услугу. Сейчас мы в ожидании тенедера на приобретение 12 трехсекционных трамваев. Есть планы по закупке электробусов. Что же касается маршруток, то их водители - это тоже люди, это компании. Нельзя просто взять и нивелировать все это одномоментно - это приведет к социальному напряжению.
- Если послушать перевозчиков, то они все время на грани выживания, что сейчас, что десять лет назад. А между тем на маршрутах очень многие водители работают десятилетиями. От плохой ли жизни? Или лукавят?
- Мы проводили аналитику, которая говорит, что сегодня тариф в Одессе если не самый низкий в Украине, то один из самых низких. Если сделать его оптимальным, таким как он должен быть, с учетом стоимости топлива, запчастей, думаю, что люди просто перестанут платить, а перевозчики - ездить. То есть, это тоже не выход. Я знаком практически со всеми перевозчиками и могу сказать, что были времена, когда это действительно было для них прибыльным бизнесом. Вспомните, как пятнадцать лет назад, когда ОГЭТ был в упадке, люди с удовольствием прыгали в новенькие маршрутки. С того момента прошло много лет, подвижной состав деградировал, но с другой стороны "Одесгорэлектротранс" усиливается, и об этом говорит постоянный рост количества пассажиров. Я думаю, исчезновение маршруток - это только вопрос времени.

- Артем Вадимович, давайте поговорим о парковках. Это реальная проблема, при этом паркинги почему-то в нашем городе не пользуются популярностью. Что это, жадность одесситов?
- Я и сам недавно узнал о том, что, к примеру, на Привозе есть паркинг. Правда, там не машины стоят, а идет торговля фруктами. Нужна информационная работа, люди просто не знают о существовании паркингов.
- Паркинги паркингами, но согласитесь, это ненормально, когда в городе есть всего две муниципальные парковки?
- Мне сложно сказать, почему эта работа раньше не велась активно, но сегодня мы готовим схемы, два перечня: автостоянки и собственно парковки. В ближайшее время готовятся документы и будут выноситься на конкурс. Чтобы все было прозрачно.
- А кто будет участвовать в конкурсе?
- Частные компании.
- А "Одессатранспарксервис"?
- В идеале было бы здорово, чтобы "Одессатранспарксервис" стал единым оператором всех городских парковок, но это зависит от финансирования. Ведь стать оператором: это закупка паркоматов и существенное увеличение штата сотрудников, так как у нас менталитет такой, что если тебя не пригласят к паркомату заплатить, то ты и не заплатишь.
- Пока ситуация выглядит крайне непривлекательной: какие-то дяди в жилетках взимают с одесситов плату, а в бюджет практически ничего не попадает...
- Повторюсь, мы работаем над исправлением этой ситуации. Пока же я могу посоветовать нашим гражданам игнорировать этих кадров. Да и вообще обращайте внимание на знаки: платить нужно там, где на знаке с буквой Р имеется изображение монеток. Это обозначает, что парковка платная. В иных случаях человек имеет полное право не платить.

Артем Сидоренко родился в 1987 году в Умани, закончил гимназию. В 2004 году поступил в Одесский политехнический университет на факультет автоматики и вычислительной техники. Параллельно получил экономическое образование в этом же вузе. После окончания учебы поступил в Академию СБУ, затем на протяжении пяти лет работал в одесском управлениии СБУ (экономическое направление). После увольнения работал в КП "Одесгорэлектротранс", в частных компаниях. Летом 2020 года стал заместителем начальника, а осенью того же года - начальником КУ "СМЭП". 5 августа 2021 года распоряжением городского головы Артем Сидоренко назначен исполняющим обязанности директора департамента транспорта, связи и организации дорожного движения.