Document
Александр Ройтбурд: Метафизика одесского мифа

Художник и директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд рассказывает об Одессе не для всех. Одессе, редко доступной туристу, со всеми ее недостатками и достоинствами.


 

Какой из недостатков Одессы Вы считаете ее преимуществом?

 

Я бы вывернул этот вопрос наизнанку: какое из преимуществ Одессы я считаю ее недостатком? Преимущество Одессы ― тихая, размеренная, провинциальная жизнь. Где-то самодостаточная, где-то обладающая только ей присущей спецификой, которая оборачивается изоляционизмом, недостаточным интересом к глобальной коммуникации и актуальным тенденциям, прежде всего, в гуманитарной области. Сегодняшний тренд Одессы ― усиливающийся провинциализм, со всеми его достоинствами и недостатками. Зато здесь можно отдохнуть от бешеного ритма 21-го века.

 

 

 

 

 

Если бы Вам сейчас было 20 лет и Вы бы назначили девушке свидание в Одессе? Где и каким Вы его себе представляете?

 

По-старомодному, встреча у какого-то памятника с букетиком. У меня в жизни таких свиданий было не много. Как правило, это были кофейни, бары, где в наше время один грамм сладкого, противного советского ликера стоил копейку, то есть 50 грамм стоили 50 копеек. После чего можно было бродить по улицам, лазить по склонам, крышам, чердакам, стихи читать, целоваться, смотреть на море. Во многих некогда романтических местах море утратило свой первоначальный флер. Теперь это сплошной прибрежный ресторан, либо частная застройка. Я помню, как мило было заходить в крошечные дворики начала 19-го века в Красном переулке. Теперь от них остались только стилизованные под старину фасады. В реальности они выглядели совершенно иначе. Город утратил значительную часть своей романтики. Свидание сейчас ― это, наверное, атмосферный общепит. Хорошо, например, видно Горсад из Кларабары, а сидя в Бернардацци, можно почувствовать себя в Европе.

 

 


Если бы вы хотели, чтобы человек больше никогда не приехал в Одессу, что бы Вы ему показали?


Для меня таким местом, наверное, могла бы быть новая Аркадия, если бы я ее хоть раз увидел. Но, к счастью, я там ни разу не был, поэтому в моем восприятии она по-прежнему та самая Аркадия.

 

 

 

 

Вы находитесь на Привозе. У Вас есть ровно 100 гривен и Вы очень голодны. Что бы Вы купили?
 

На Привоз я хожу, в основном, с гостями нашего города. Сам же предпочитаю Новый рынок. Во-первых, я живу рядом, во-вторых ― быстрее, компактней и чище. На 100 гривен можно что-то взять, но главное ― как можно больше попробовать. Купить хоть немного все-таки надо, чтобы не производить плохое впечатление. То есть пятый кусочек брынзы гривен за 30 обязательно надо взять и, гордо им размахивая, делать вид, что ты еще что-то выбираешь. Потом купить кусочек колбаски, перепробовав всю, ну а потом уже можно смело пробовать тюльку, соленья, овощи и все, что угодно. Еще, если я на Привозе, обязательно выпиваю стакан ряженки.

 

 


Если бы вы писали книгу об Одессе, как бы Вы ее назвали?

 

Я бы не писал книгу об Одессе. Писал бы о себе или об одесском искусстве. Как раз сейчас я готовлю выставку живописи об Одессе ― доброй, светлой позитивной. Назвал я ее «Метафизика мифа», оттолкнувшись от работы философа Алексея Лосева «Диалектика мифа». На мой взгляд, легковесному, барочному, ироничному одесскому мифу всегда недоставало метафизического измерения. Ведь среда, которая нас окружает, могла бы выглядеть совершенно иначе, погляди на нее Джорджо де Кирико или Поль Гоген. Да, пожалуй, книгу я бы назвал «Метафизика мифа».

 

 

 

Для оформления статьи использованы фотографии со страницы Александра Ройтбурда в Facebook

Похожие Теги: гид заблудитель по Одессе
Поделиться:

Похожие материалы