Document
Александр Филоненко о современном образовании и вишневых косточках

Недавно в Одессе прошла презентация книги Александра Филоненко «Присутствие Другого и благодарность». Александр – кандидат философских наук и богослов, преподает в Харьковском национальном университете им. В. Н. Каразина. На презентации он рассказывал о том, как пришел к написанию книги и какие вопросы ему было важно раскрыть в тексте. Приводим здесь небольшую часть его выступления.


Всю жизнь меня занимали рассказчики. Кто это такие? Это люди, которые рассказывают о том, что с ними произошло, но сами себе в этой истории они не интересны. Они появляются в любой компании, садятся к вам за стол и начинают травить байки и анекдоты, нести всякую чушь, но вы находите в этом что-то очень близкое и животрепещущее. Вам могут рассказывать про снежинки и бабочек, но у вас внутри появляется чувство, как будто включили лампочку, как будто вам рассказывают именно о вашей жизни.

Так однажды я был в арт-центре Пинчука на выставке харьковского фотографа Бориса Михайлова. Это была серия фотографий, разложенных одна за другой, выстраивающих таким образом повествование. На них был мужчина, потрепанный, руки его были испачканы в чем-то красном. Он был похож на городского сумасшедшего. И вот на фото видно, как этот мужчина достает из пакета одну вишенку, разламывает ее. Достает косточку, идет на другой конец остановки, выкидывает эту косточку. Возвращается, берет вишенку, идет в сквер неподалеку от остановки, роет ямку в земле и закапывает вишенку. Затем возвращается, берет из пакета новую вишенку, и все повторяет. К концу дня, естественно, он очень устает, ведь он хорошо поработал. И если бы его спросили, что он делал, он ответил бы, что посадил вишневый сад. Более того, если бы через год он вернулся на это место и не обнаружил бы там деревьев, он бы решил, что просто сделал что-то неправильно. Выбрал неправильное место, не достаточно глубоко закопал, не использовал удобрения, не помолился.
 

И вот этот рассказ, переданный через фотографии, навел меня на интересную мысль. Я думал о том, что мы ведь, профессора, тоже постоянно думаем над тем, почему с образованием у нас так плохо. Почему студенты не ходят на пары, не внимательно слушают лекции, учат материал только перед сессией? И мы разрабатываем учебные планы, методички, работаем над тестами, стараемся быть добрыми к студентам на экзаменах, чтобы они не боялись отвечать. Мы очень много над этим работаем. И очень, очень устаем. Но в этот момент мне подумалось, что было бы лучше сесть и подумать: «где мы потеряли косточки???». И вы можете возразить, что один такой человек мало чего изменит. Но мы же постоянно собираемся на конференциях и съездах, обсуждаем проблемы и особенности преподавания. И если бы каждый из нас принес бы по одной своей косточке, по одной идее, в результате мы бы получили этот самый вишневый сад.

Почему студенты не ходят на пары, не внимательно слушают лекции, учат материал только перед сессией?

И если бы кто-то другой поделился со мной этой мыслью, наверное, я бы не обратил на нее должного внимания. Но то, что она пришла мне в голову, когда я стоял и смотрел на фотографии городского сумасшедшего, - это и есть та волшебная сила рассказа. Каким-то странным образом он обращается к нашей человечности и  заставляет нас сконцентрироваться на том, что для нас действительно важно.

Похожие Теги: общество
Поделиться:

Другие материалы