Document
U!ZAHVATI в Одессе: спектакль-променад «Диалоги» в стенах научной библиотеки

Киевский проект U!ZAHVATI показал спектакль-променад «Диалоги» в Одессе. Главной сценой стали залы и вестибюли Национальной библиотеки. Таким образом, создатели проекта познакомили одесситов с украинским иммерсивным театром.


В переводе с английского immersive означает «создающий эффект присутствия, погружения». И команда U!ZAHVATI предложила одесскому зрителю очень нестандартную постановку с еще более нестандартными условиями. Но обо всем по порядку.

Прежде всего, спектакль, пусть даже и променад, идет в библиотеке. Начинается он после того, как закончился рабочий день, и сотрудники разошлись по домам. Все знают, что самые едкие замечания в библиотеке получаешь в свой адрес за разговоры. А название спектакля как раз «Диалоги». Если иммерсивный театр подразумевает эффект присутствия, возможно придется разговаривать между собой или с артистами? Но нет, главный принцип спектакля созвучен библиотечному закону, а диалог будет происходить у вас в голове.

 

 

В целом, эти правила вызывают спокойную улыбку и возможно даже немного скепсиса – диалоги в голове, полная тишина. Но дальше интереснее. Во время спектакля запрещена фото- и видеосъемка. Вы скажете, что это не ново и не оригинально, и будете правы. Единственное отличие в том, что здесь перед началом «погружения» вы отдаете свой телефон и получаете наушники. А это уже вызывает нервную улыбку. Организаторы все просчитали. Они понимают, что смартфон стал чуть ли не частью современного человека. Отдать его – значит полностью довериться незнакомцам и остаться как бы без рук. И это очень серьезный эксперимент для каждого, каким бы простым он ни казался.

 

 

Всевозможные поисковики, приложения и соцсети позволяют нам быть в курсе всех событий круглосуточно. Их «голос» не замолкает ни на минуту. И нам это нравится, нравится иметь возможность среагировать и высказаться по любому вопросу – это создает иллюзию, что наше мнение важно и мы не одиноки. И очень неприятно остаться без своего смартфона, а вдруг мы что-то пропустим. Но мир переживет наше отсутствие. А сможем ли мы выключить режим «он-лайн» и побыть в тишине наедине с собой? Проект U!ZAHVATI дает возможность на час отключиться от привычного ритма жизни, помолчать и прислушаться к себе.

 

 

Каждый день мы что-то выбираем – еду на завтрак, кино на вечер, любовь на всю жизнь. Мы сами пишем книгу своей жизни. В любой момент ее можно закрыть, сюжет переписать, главных героев заменить. Главное найти время и место для встречи с собой настоящим. Как поиск книги в библиотеки – Стивен Фрай, Сергiй Жадан или Дмитрий Быков? Выбираем книгу и остаемся с ней наедине в тишине читального зала. Так и в жизни – иногда просто необходимо встретиться не с кем-то, а с собой. Эту возможность встречи с собой создатели спектакля и называют своей сверхзадачей.

В спектакле-променаде «Диалоги», рассчитанном на 20 зрителей, участвуют 6 артистов и 10 человек работают «за кулисами». «Лоция» побывала на репетиции, после которой мы поговорили с режиссером постановки Полиной Бараниченко.

– Полина, как вы решились выйти за рамки классической сцены?

 

– До появления проекта U!ZAHVATI я много работала и занималась самыми разными постановками – драмы в театре и спектакли на стадионе, развлекательные шоу, разнообразные ивенты. И жизнь моя, я это потом осознала, напоминала беличье колесо. Я работала и все время думала о том, как сделать зрителя своим соавтором, как вывести людей из зоны безопасности зрительского кресла. И так я пришла к иммерсивному театру, очень заинтересовалась, а позже узнала, что это совсем не так ново, как мне казалось вначале. Я выехала в «экспедицию» и посмотрела около двадцати спектаклей в разных странах – их сценой были больницы, заводы, улицы. И вот тогда я поняла, что хочу заняться именно таким театром. Так и появилась идея спектакля-променада «Время» – о спешке, суете, потому что я была такая. А теперь успокоилась. И возникли «Диалоги» – мне захотелось помолчать, подумать. В целом, эти формы, так как они очень эмоциональные, честно делать через личный опыт. Мы выбираем те темы, которые нам важны и, если у нас обострился какой-то нерв, значит мы сможем передать свои чувства зрителю.

 

– Для «Диалогов» вы выбрали две Национальные библиотеки – киевскую и одесскую. Не было опасений, что откажут? Все-таки это места с довольно суровыми традициями и своими законами.

 

– Вы знаете, мне очень повезло. У меня есть команда. И, если я что-то придумываю, то они сделают все, чтобы это осуществилось. В этом плане я очень нахальна – меня не интересует, что могут сказать нет, я жду, что скажут да. И возможно это влияет на дальнейшее – нам удается осуществить задуманное. Я считаю, что в творчестве не существует слова нет. Если ты по-настоящему загорелся какой-то идеей, то это позволяет добиться нужного результата. Поэтому я даже не задумывалась, что в библиотеке мне могут отказать. И вот в Одесской нас встретила Наталья Дыба – заведующая отделом международных проектов. И она нам поверила. А после того, как посмотрела репетицию, сказала, мол, я понимаю, почему ты хотела делать этот спектакль именно в библиотеке. И я уверена, когда возникает желание – появляются возможности. А, если ты делаешь свое дело честно, то рядом оказываются люди, готовые сопутствовать.

Я не ставила спектакль, а просто фрагменты жизни ловко переместила в образное пространство.

– На ваш взгляд, украинский зритель консервативен? 

 

– Мне кажется, что украинский зритель – очень эмоционален. И порой не знает, как справиться со своими эмоциями. Но точно не консервативен, скорее осторожен. Зритель готов быть с театром на вы, а на ты – это уже страшно. А наш театр со зрителем на ты. И пока я вижу такую дистанцию. Возможно потому что пока только мы в Украине занимаемся иммерсивным театром так интенсивно и системно. Но у нас уже появился наш зритель – люди, принявшие формат, они теперь спрашивают, когда же следующая постановка. И это очень приятно. Но наши спектакли очень сложные в производстве. «Диалоги» мы готовили больше года, например.

 

– А как вы выбираете актеров для своих спектаклей?

 

– Это очень сложный момент. Потому что у даже самых лучших актеров нет опыта в подобных постановках. По сути, в моих спектаклях они впервые этот опыт получают. Соответственно я больше ориентируюсь не на профессиональные качества, а на живость души и на открытость к эксперименту. И очень важно, чтобы мы с моими актерами эмоционально сложились как пазлы. В спектакле много импровизационных моментов и мы должны друг друга чувствовать. Мне нужны люди сумасшедшие, одержимые, которые забывают поесть. Они должны не играть, а проживать историю.

– История написана Тамрико Шоли специально для этого спектакля?

 

– Да, при чем она впервые писала для театра. Тамрико – писательница, блогер. Пока у нее есть две книги «Внутри мужчины» и «Внутри женщины» Ну и они были созвучны моим идеям. А к ней я обратилась потому, что она очень тонко чувствует жизненную правду, но при этом художественно ее обрабатывает. И она не фантазирует, как и я, собственно. Я не ставила спектакль, а просто фрагменты жизни ловко переместила в образное пространство.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Похожие Теги: спектакль
Поделиться:

Похожие материалы