Document
Copy art matters в Одесском музее западного и восточного искусства

В Одесском музее западного и восточного искусства открылась выставка работ, которые ещё никогда не показывали одесситам. И совершенно не стоит думать, что раз это копии, то неинтересно. Потому что всё с точностью наоборот. В чём особенность новой выставки, рассказывает куратор Ирина Глебова.


Впервые за свою 95-летнюю историю музей показывает масштабную выставку старинных копий с оригиналов знаменитых западноевропейских художников: Эль Греко, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса, Снейдерса, Мурильо, Риберы, Фрагонара и других известных мастеров кисти.

 

37 представленных картин составляют интересную и важную часть музейной коллекции живописи, которая многие десятилетия хранилась в фондах и была недоступна зрителям. Копирование шедевров искусства, начиная с античных времен (вспомним римские копии древнегреческих скульптур), всегда имело огромное значение и как особый вид художественной деятельности, направленный на сохранение и распространение творений мастеров прошлого, и как важный обучающий фактор - копирование как дисциплина было введено в обучение во всех художественных Академиях Европы. Работа над копиями помогала молодому живописцу не только овладеть техническим мастерством и провести «диалог» со старым мастером, но и воспитывала вкус, и позволяла многим художникам раскрыть свой талант. Это была великая школа, утраченная, к сожалению, в наше время. 

Изучение хранящихся в музее копий открыло имена некоторых их создателей; среди них такие известные художники XIX века, как Франц Рубо, Поль Леруа, Григорий Михайлов, Екатерина Петрококино. Удалось также проследить историю бытования нескольких картин, начиная с XVIII в. Так, на выставке представлена картина с удивительной судьбой – это копия погибшего в 1945 г. в Дрездене шедевра Помпео Батони «Раскаяние Марии Магдалины», выполненная в 1798 г. польским художником-иезуитом Августином Недзвецким. 

Все картины, оформленные в новые деревянные рамы, прошли через реставрационный процесс разного вида сложности. В течение многих месяцев реставратор музея Ольга Куцан и реставраторы отдела масляной живописи Одесского филиала ННИРЦ Украины готовили произведения к встрече со зрителями. Их технико-технологические характеристики изучала химик филиала Жанна Боровская. Очищенные, засверкавшие яркими красками, старинные копии предстают перед зрителями, чтобы не только доставить им эстетическое наслаждение и показать высокий профессионализм их создателей, но и утвердить значение и важность этого древнего вида искусства.
 

Немаловажную роль сыграло и негативное отношение посетителей музея к копиям, что в целом отражает современную тенденцию недооценки значения подобных произведений. Однако высочайший профессионализм их авторов и красота живописи доставит зрителям выставки эстетическое наслаждение и заставит увидеть в них настоящие произведения искусства.

В ходе подготовки проекта, которая длилась несколько лет, удалось установить достаточно прозрачный провенанс большинства картин. Одни были переданы Одесскому Городскому музею изящных искусств из музея Санкт-Петербургской Академии художеств в 1902 году, другие приобретались Одесским обществом изящных искусств для музея Рисовальной школы, третьи хранились в частных коллекциях. В начале 1920-х годов они поступили в Музейный фонд, а из него в наш музей. Источником поступления некоторых является Эрмитаж и частные коллекции. Есть картины, чьи приключения невозможно передать несколькими словами – например, копия с «Автопортрета Рембрандта», выполненная в XVII в. в мастерской великого голландца и приобретенная Екатериной II для эрмитажной коллекции. Изучение картин и архивных документов позволило узнать имена авторов нескольких копий. Среди них оказались такие известные живописцы XIX века, как профессор Санкт-Петербургской Академии Григорий Михайлов, знаменитый баталист Франц Рубо (широко известны его панорамы «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя»), неаполитанский живописец Федерико Чьяппа, одесская художница Екатерина Петрококино.

 

С Одессой были связаны француз Поль Леруа и англичанка Анна Аллен Олни.

На выставке есть и картины, которые лишь с долей условности можно считать копиями. Это картина «Слепые», созданная неизвестным голландским художником XVII в. по мотивам картины Питера Брейгеля Старшего, но являющаяся оригинальным произведением как по трактовке образов, так и по своему идейному содержанию; «Портрет дожа Антонио Гримани», написанный в конце XVI в. предположительно венецианским художником Леандро Бассано с утраченного оригинала.