
Памятников Александру Пушкину в Одессе два – на Приморском бульваре и улице Пушкинской. А есть ещё бюст Пушкина, расположенный в нише на фасаде Оперного театра. И это неудивительно, ведь Александра Сергеевича и Одессу связывали весьма трепетные отношения. Он её любил, а она дала ему вдохновение на написание прекрасных стихотворений и романа в стихах «Евгений Онегин». После чего Одесса получила, как выразился поэт Туманский, «грамоту на бессмертие», а Пушкин по большому счёту тоже обрёл бессмертие. Поэтому второй памятник классику в Одессе открыли к 200-летию Александра Сергеевича. Итак, что мы о нём знаем.
#четвёртая трость
Памятник Александру Пушкину работы скульптора Александра Токарева был открыт в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта. Но он немного отличался от сегодняшней версии, ведь первоначально Пушкин как бы опирался на свою бронзовую трость. Но после того, как пресловутую трость трижды у Александра Сергеевича украли, она была заново сделана в 2009 году из стали, и держит поэт её уже двумя руками за спиной. Плюс у трости ни много ни мало, а целых пять уровней крепления к скульптуре. После этого, надо отметить, её больше не воровали.


#неожиданная причёска
Говоря о Пушкине, почти все сразу представляют себе гордый профиль с кудрявыми бакенбардами и фрагмент белой рубашки – такими чаще всего были автопортреты поэта. Но, по воспоминаниям современников, в Одессе Александр Сергеевич был практически наголо выбрит и предпочитал красные рубашки. Но на памятнике всё же изобразили его в классическом образе – с бакенбардами и в цилиндре, в жилете, фраке и шейным платком.
#слишком высокий и чересчур красивый
Памятник Пушкину изображён в человеческий рост и лишь слегка приподнят над уровнем земли, что как бы приближает его к зрителям. Здесь нет высокого постамента и вытекающего из него пафоса. Александр Сергеевич, кажется, просто приостановился и смотрит на Одессу. Но есть забавная байка о том, что некие московские пушкинисты выразили неудовлетворение от того, что Пушкин на памятнике слишком высокий и чересчур красивый, мол, так себе портретное сходство. На что тут же получили ответ, что давно известно, если человек счастлив, то и выглядит он куда лучше. Соответственно в Одессе Пушкин чувствовал себя великолепно, и это подтверждается его письмами к брату Лёвушке. А вот в Москве ему совсем не нравилось, потому он и казался окружающим ниже ростом и менее симпатичным. Ну а почему нет, в конце концов?


#нелюбимая гостиница
Памятник Александру Сергеевичу расположен на улице Пушкинской, 13 возле музея Пушкина. Именно это здание было построено в 1817 году как гостиница «Северная» (Нotel du Nord), и именно в ней останавливался Пушкин в 1823 году. Вот только прожил он здесь всего несколько недель – по воспоминаниям современников в «Северной» были запрещены азартные игры и алкоголь. Владелец гостиницы француз Шарль Сикар был, судя по всему, человеком строгим, а Пушкин на тот момент слыл поэтом опальным, но не великим. И договориться не удалось. Так что почти все 13 месяцев своей южной ссылки Пушкин провёл в гостинице Рено на углу Ришельевской и Дерибасовской. А вот там уже и Casino, и устрицы с лимоном, и «легкое вино из погребов принесено на стол услужливым Оттоном». Плюс за углом Городской театр, где «упоительный Россини, Европы баловень – Орфей», Приморский бульвар и «И солнце южное, и море... Чего ж вам более, друзья? Благословенные края!». А гостиница «Северная» не понравилась, нет.
#улица Итальянская
Этот памятник был установлен на улице Пушкинской, 13. Но изначально она называлась Итальянской, не зря Пушкин напишет в «Евгении Онегине»: «Там все Европой дышит, веет, всё блещет югом и пестреет разнообразностью живой. Язык Италии златой звучит по улице веселой…». Действительно итальянцев в юной Одессе жило немало. И только после того, как на Приморском бульваре в 1889 году был открыт памятник Александру Сергеевичу, улицу решили переименовать в Пушкинскую – причём не в улицу имени Пушкина, а Пушкинскую, будто это просто-напросто его улица.

И, кстати, в Одессе ссыльный Пушкин провел 13 месяцев – с июня 1823 по июль 1824 года. И оставался бы ещё, если бы не воля Михаила Воронцова. Но это уже совсем другая история.
