4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли»

С момента своего основания Одесса имела статус города, а это означало высокие требования к её внешнему виду и характеру застройки. Для этого привлекались настоящие профессионалы, которые могли не просто создать архитектурный шедевр, но и вписать его в общий облик города. Лучшие архитекторы со всего мира продумывали планы застройки и создавали идеальный город. 


Первый строительный бум в Одессе случился сразу после получения Одессой статуса города. Тогда, имея в наличии только ракушечник и без многих технических возможностей, главные архитекторы города ухитрились создать идеальное место для жизни. А мы вникли в историю рождения Одессы и на примере работ четырёх архитекторов вычислили четыре главных правила, естественных для старой Одессы и актуальных для Одессы современной.

Франц Деволан. Чёткость регулярной планировки

4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли» - изображение №1

Изначально в Одессе появился Комитет строительства порта и города (Строительный комитет), возглавил который голландский военный инженер Франс Деволан. Именно он представил первый проект будущей Одессы, учитывающий все особенности рельефа. И главный акцент он поставил на чёткость регулярной планировки – улицы должны были как бы расчертить плато, поднятое на 20-30 метров над уровнем моря. Площади же фокусировались у культовых построек. Считается, что такое решение было навеяно планировочными схемами эллинистической Греции. Жилые кварталы должны были иметь кратчайшую связь с портом, а две планировочные прямоугольные сетки улиц сходились под углом 45 градусов на нынешней улице Преображенской, прорезавшей Одессу с севера на юг. Отсюда и идеальная продуваемость города с моря, и логика прямых широких улиц.
 

4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли» - изображение №2

Франческо Фраполли. Переосмысление канонов к местным реалиям

4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли» - изображение №3

Неаполитанец Франческо Фраполли начал свою профессиональную деятельность в Одессе с работы в Строительном комитете в 1798 году под руководством Франца Деволана. Именно Фраполли разработал проект устройства городского центра с организацией Театральной площади. В своём поиске композиционных решений он уже больше опирался на неаполитанскую архитектурную школу. Но при этому Фраполли отлично разобрался в первоначальной задумке Деволана и смог руководить именитыми архитекторами, для которых Одесса была ещё непонятой. В связи с отсутствием знакомых и привычных строительных материалов, в городе начали использовать ракушечник. И Фраполли удалось творчески переосмыслить господствующие в начале XIX века каноны классицизма для местных условий и найти соответствующие материалу строительные приёмы. Доведя тосканский ордер до лаконизма, архитектор добился идеальной соразмерности объёмов зданий, ритмичности композиций и привлекательности в самых простых зданиях.

Франс Боффо. Создание парадности в стиле Юга

4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли» - изображение №4

В Одессу Франс Боффо приехал из Польши, где уже прославился как проектировщик элегантных вилл и дворцов. С 1822 по 1844 годы он являлся городовым архитектором при Строительном комитете. Именно в это время застройка Одессы меняется – от простых двухэтажных зданий до трёх-четырёхэтажных особняков и дворцов. Но обязательной составляющей для архитекторов было умение приноровиться к южному климату города, а это означало включение в свои проекты открытых галерей, обращённых во двор. А вот визитной карточкой Боффо стал комплекс Приморского бульвара – нарядные аккуратные здание, выстроенные лицом к морю, как бы готовятся восхищать морских путешественников и сами находятся в предвкушении гостей. То же значение имели и Гигантская (Потёмкинская) лестница, и памятник герцогу де Ришелье, установленный у её верхнего основания. Можно сказать, что задачей Боффо стало придание логичной запроектированной Одессе утончённой парадности образа, но без кичливости. А в только в духе гостеприимного Юга.

4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли» - изображение №5

Иван Козлов. Профессионализм, чувство стиля и строительный надзор

4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли» - изображение №6

Иван Козлов начинал свой профессиональный путь в Москве, которая как раз восстанавливалась после пожара 1812 года. Юноша учился у лучших зодчих, а в 1830 году выбрал перевод в Одессу и был зачислен в Строительный комитет помощником Георга Торричелли. А спустя 14 лет его назначили куратором третьего района – современного центра. И эту работу можно было назвать настоящим испытанием, которое Козлов успешно прошёл. Ему необходимо было не только создавать новые здания, но и контролировать все проекты, идущие на рассмотрение в Строительный комитет. И все здания, выполненные в разных стилях, должны были сочетаться между собой и создавать единый образ Одессы. Для этого необходимы были не только знания и талант зодчего, но и администраторские способности. И, конечно, безупречное чувство стиля. Архитектурной деятельностью и надзором за строительными работами, ведущимися в центре города, Иван Козлов занимался почти 25 лет. И результат его работы можно увидеть даже сегодня на любой из центральных улиц. 

4 правила городских архитекторов старой Одессы, о которых сегодня «забыли» - изображение №7

Итог подвести несложно. Для того, чтобы создавать и сохранять город главному архитектору города нужно соблюдать всего несколько главных правил – иметь чёткий и логически обоснованный план застройки; быть в состоянии приспособиться к городу, а не навязывать ему чуждые идеи, идущие не на пользу, а во вред; разбираться в особенностях города, в котором строишь; быть профессионалом и вести строгий надзор за строительством. А ну и желание созидать, а не разрушать. В целом, не так и сложно. Вот только, похоже, главный архитектор Одессы и весь департамент архитектуры об этих правилах даже не слышали.

 

По материалам Валентина Пилявского