О дурновкусии, культуре пользования и Одессе в перспективе глазами архитектора

Мы побеседовали с Александром Овсянкиным – директором архитектурного бюро «Метрика» и участником Ассоциации Архитекторов Одессы о том, почему рушатся памятники архитектуры, что происходит с историческим центром Одессы и как спасти город от массовой застройки.


Об Одессе и одесситах


Возможно, многие хотят услышать, как же плохо живется в Одессе сегодня. Но на самом деле я помню город конца 80х – было мерзко и все рушилось. За последние десятилетия в Одессу зашел бизнес, а так как торговать в трущобах не интересно, что-то начало меняться. Главная проблема города в настоящее время заключается в том, что наши люди не знают о культуре пользования, особенно объектами в исторической части города – памятниками архитектуры. Вот человек взял ведро краски и побежал красить в зеленый цвет, допустим, фасад своего магазина. Он думает, что это будет здорово и красиво, но дом-то розовый и зеленый цвет там вообще никаким образом не сочетается. Тем не менее, человек считает, что делает все правильно – он же обновляет фасад в городе! Или другой пример, когда в доме-памятнике архитектуры появляется выпученный стеклянно-пластиковый балкон. Человек приехал из другого города, прожил жизнь в хрущевке спального района или промзоны, где принято стеклить балкон. И вот он покупает квартиру в центре, переделывает фасад, и вместо лепки город получает пластиковый аквариум, где человеку комфортно. И даже если адресовать ему проблему, он предъявит техпаспорт, где указано, что балкон – его собственность. Вот в этом самом месте «где мое, а где чужое» – граница конфликта. Конечно, есть решение – действующее законодательство позволяет сохранять памятники архитектуры и следить за ними должным образом, но на практике закон не работает. У нас не хватает служб, заинтересованности и внимания для того, чтобы хотя бы соблюдать действующие нормы и правила. И до тех пор, пока в нашем законодательном поле не будет четко указано, что памятник архитектуры ограничен по пользованию, а его внешнее убранство подлежит охране, до тех пор люди будут стеклить балконы, удалять фрагменты лепки, цеплять кондиционеры и вынимать аутентичные окна. 
 

О дурновкусии, культуре пользования и Одессе в перспективе глазами архитектора - изображение №1

 

Есть прекрасный пример, как преображать город. Не так давно Львов заказал очень хорошее исследование у заграничных специалистов и вместе с ними выпустил брошюру для горожан и гостей города, где разъясняется, что такое объект архитектуры и из каких он состоит элементов. В инструкции четко прописаны схемы – что можно, а что нельзя трогать. Поэтому у Львова уже есть замечательный опыт по сохранению памятников архитектуры, наши же обыватели пока еще далеки от этого. Такую бы брошюру на каждый стол нашего чиновника – может ситуация и изменилась бы. Ведь для того, чтобы сохранить, важно понять что теряем. А для этого нужно написать историю болезни, где особую главу уделить памятникам архитектуры. Помочь в этом может четкая паспортизация, которая в городе сегодня проходит только благодаря инициативе одесситов – проекту «Архитектура Одессы», где замечательные ребята занимаются тщательным изучением и фотофиксацией памятников архитектуры и делают это на общественных началах. Также есть технологии, позволяющие создавать подробнейшие сканированные модели памятников. А люди, которые этими технологиями обладают, не против помочь городу. Может такая работа и не спасет город от разрушений, но поможет восстановить утраченное и сохранить его в цифровых моделях до возможности воссоздания.

 

 

О том, кто же виноват

 

В первую очередь, власти и чиновники, которые за мзду принимают подобные решения по городу. Именно они ответственны за судьбу Одессы и за ее эстетический образ. Сегодня они лениво заседают в своих кабинетах и принимают ключевые решения о городской застройке. Система градостроительных советов и открытых архитектурных конкурсов не работает. Нам не то что до ЮНЕСКО, а и до некоторых украинских городов далеко. На нас же смотрят, как на дикарей, которые сами постепенно уничтожают свой город!

О дурновкусии, культуре пользования и Одессе в перспективе глазами архитектора - изображение №2

 

Вина лежит и на одесситах. Наш актив состоит, как правило, из критиков, которые прекрасно знают как нельзя, но как именно нужно – ответить не могут. Только ноют о потерях, я их называю «потерялы», они очень любят генерировать общественный стон, но конструктива никакого. Это ужасно потому, что это тот самый крик «Волк!», который в критическую ситуацию уже не поднимет общественность. Я уже не говорю о заангажированности многих персонажей, которые преследуют определенные цели. Поэтому, хорошо, что они прибегают спасать и противостоять, но почему-то их не было в ключевые моменты по застройке того же центра. Это наводит на странные размышления.

 

 

О поколении зданий-ублюдков

 

О каких моментах идет речь? Например, возведение того же ЖК «Наследие Дерибаса», что на Военном спуске. До его постройки у нас был единственный претендент на включение в ЮНЕСКО – Приморский бульвар, но ЖК убил напрочь все композиционное решение ансамбля бульвара. Сегодня там торчит совершенно невыразительный ублюдок, который состоит исключительно из коммерческих метров, а для псевдо-исторического вида обвешан еще и лепниной. И вот этот ублюдок стоит, поквартирно продается и люди покупают, не понимая, что его появление дает нагрузку на транспорт, сети, улицы и школы в районе, который был не подготовлен к такому решению.  И вот, когда его строили – никого рядом не было, никаких общественников. Но они хором стонали, когда появилась возможность застройки у дома с одной стеной. Он даже не задокументирован как достопримечательность, так – казус кадастровой ошибки и планирования ХІХ века. Просто участок был треугольной формы и получился странный оптический эффект. Если бы была возможность так не строить – не строили бы. Общественники же посчитали его более ценным, чем убитый  «Наследием Дерибаса» вид Приморского бульвара. Так у нас появился некрасивый ублюдок со стороны моря, который калечит морской фасад города, например.

О дурновкусии, культуре пользования и Одессе в перспективе глазами архитектора - изображение №3

А сегодня архитектура в мире ушла далеко вперед и давно уже стала обслуживать интересы общества – стала активной, социальной... Строятся дома на вырост, применяют современные инженерные решения, а у нас делают атлантов – и то, из бронзы дорого, лепят из пенопласта! Этого атланта заказчик видел в детстве у себя в хрущевке, на привезенной бабушкой открытке. А нечистые на руку архитекторы подыгрывают им, не просвещают, как должны, заказчика и строят новодельные коробки. Поэтому у нас в городе удобно работать в классике. Ты отказываешься быть новатором, прогрессором, но хорошо «стрижешь капусту» – строишь коммерческую  коробку, у кустарей заказываешь лепнину и добиваешь фасад атлантами, чтоб людям было красиво. Атлант вообще кроет все – любую проблематику, это козырь в городе, как и "коука".

 

 

О горячих точках Одессы

 

Их много, но одной из самых недооцененных является одесский порт и  промзона вдоль побережья. Сегодня множество городов в мире решили перенести грузовой порт за пределы города, а его территорию отдать горожанам в качестве рекреационной зоны. Наш порт – охраняемый режимный объект и что происходит за забором предприятия, мы не знаем. А там вовсю идет перевалка сыпучих грузов, которые онкоопасны за счет пестицидов в обработке и прочей химии. Тем временем город задыхается, так как нет выхода к морю. Промзона физически отрезала  центр города от моря и портит общий вид. Инфраструктура порта загрязняет экологию, а промышленность не привносит огромных денег в городской бюджет. И тут возникает вопрос – как общественность может повлиять на эту ситуацию, если к режимным объектам у нас доступа нет? Инициативы есть, но они разрозненны. Порт нужно выносить, сокращать мощности, но для этого пока нет общественного резонанса, хотя при правильной подаче – это вопрос диалога.

О дурновкусии, культуре пользования и Одессе в перспективе глазами архитектора - изображение №4
О дурновкусии, культуре пользования и Одессе в перспективе глазами архитектора - изображение №5

 

О наших шансах на ЮНЕСКО

 

Уже сомнительные. Только Приморский бульвар и Потемкинская лестница как не имеющий аналогов амбициозный масонский символ – ярчайший шедевр зодчества ХІХ века, тут можно описывать часами. Рядом улицы застроены высотками и пока существует такой порядок дел, не думаю, что к нам будут относиться серьезно в ЮНЕСКО. Для них мы люди, которые не могут уберечь свой же город.

 

 

О дурновкусии

 

Пока нет гордости собой. Современная особенность – по-быстрому хапануть, устроить детей учиться в Европу и свалить самому, а тут как будет. Как только человек поймет, что он тут остается – появится ответственность и желание преобразовывать. Если этого нет – появляется  показуха  замазывания как зданий, так и проблем.

 

 


Наш актив состоит, как правило, из критиков, которые прекрасно знают как нельзя, но как именно нужно – ответить не могут.


 

 

О недоверии

 

У нас в обществе отсутствует доверие к профессионалам. Это пагубная всеобъемлющая проблема, с которой мы будем справляться еще очень долго. Почему у нас нет инженеров или изобретателей? Это не престижно. Престижно быть прокурором, судьей или чиновником. Если говорю, что я архитектор – зачастую сразу же думают, что взяточник и за пристроенные балконы наколотил кучу бабла. Как мы умудрились довести мнение общества до такого?

О дурновкусии, культуре пользования и Одессе в перспективе глазами архитектора - изображение №6

 

Об Одессе в перспективе

 

Самое главное – организовываться и не молчать. Читать законодательство и все, что связано с пользованием объектами недвижимости. Важно поднимать культуру пользования памятниками архитектуры, да и культуру вообще. Через десять лет я вижу Одессу красивым европейским городом, где появятся общие и внятные правила игры. Где будет реализован туристический потенциал города и не только за счет наследия конца ХІХ – начала ХХ века. Будут созданы новые достопримечательности, на которые начнут съезжаться туристы. Одесса – замечательный город, который всегда отличался от остальных – он был более прогрессоемким. Важно, что Одесса – город частной личной инициативы, куда устремлялись авантюристы со всего мира и получали возможность реализовываться. Город всегда был подальше от начальства и поближе к кухне. Но нужно, чтобы за стремлением сохранить мы не культивировали регресс, ретроградство, которое для Одессы недопустимо. Как только оно появится – наш город закончится. Одесситы должны не только торговать прошлым и воспоминаниями, но и формировать перспективы для будущего. Мы не генерируем новой легенды, а пользуемся старой. Это пора исправлять.

Нужно чтобы диалог между архитектурным сообществом, населением и чиновниками был максимально прозрачен. Чтобы спорные вопросы по городской застройке проходили через открытые конкурсы с авторитетным жюри, а после – авторы разъясняли свои решения через общественные слушания. Авторитет профессии пора возрождать.